Профессия — спасатель

Профессия - спасательДвадцатишестилетняя киевлянка Богдана Ластивчук вышла вечером из дому к подруге в гости и, уже захлопнув дверь квартиры, сообразила, что ключи остались дома. “В первый момент я даже не знала, как поступить”, – признается Богдана. Придя к подруге, девушка решила позвонить пожарникам, рассчитывая, что с помощью их лестниц можно будет проникнуть в квартиру через окно. Оттуда ее направили в оперативно-спасательную службу SOS.

Через два часа после звонка к подъезду дома Богданы подъехал фургончик с людьми в оранжевых жилетах. “Мальчики – как космонавты – такие молодые, мужественные и очень тактичные, – вспоминает Богдана. – И явно все они – хорошие альпинисты”. Спасательная группа решила проникнуть в дом незадачливой хозяйки через окно с помощью альпинистского снаряжения. “Единственная соседка, которая согласилась помочь мне, – девочка с девятого этажа. Она разрешила спасателям пройти в свою квартиру, и они, как паучки, спустились с ее балкона к моему окну на третьем этаже буквально за секунду”, – вспоминает Богдана.

Люди в ярких костюмах, похожих на одежду космонавтов, приезжают на зов SOS спасать как людей, так и животных. Это – члены Ассоциации спасателей, в которую входят общественные службы спасения из разных областей Украины. Члены ассоциации действуют в Харькове, в Одессе и других городах. Проблемы у всех примерно одинаковые. Успехи – разные. Но все эти службы выполняют свою функцию каждый день, каждый час и по первому же требованию. Служба открытых дверей Случай, который произошел с Богданой, – один из наиболее распространенных в практике спасателей. Кроме того, возникают ситуации, которые сами спасатели называют “бабушки”, рассказывает 52-летний Владимир Диденко, руководитель и исполнительный директор украинской Ассоциации спасателей. Нередко одинокие люди пожилого возраста, которые потеряли сознание или во время приступа инсульта, не могут открыть дверь “скорой помощи”. В таких случаях помогают спасатели, открывая любую, даже бронированную дверь, и не взяв ни копейки за свои услуги. Но происшествия наподобие таких, которое случилось с Богданой, оплачиваются. Стоимость оказанной помощи колеблется от 80 до 100 гривен. Именно за счет этих денег спасатели отправятся спасать очередного одинокого пожилого человека бесплатно. “За месяц только “на бабушках” служба теряет 15-20 тысяч гривен”, – признается Диденко.

Но основная работа киевских спасателей – не вскрытие дверей. Чаще всего работники ассоциации сталкиваются с разнообразными химическими загрязнениями. Здесь и аммиак, и хлор, и кислоты, и ртуть. “После произошедших событий в Америке у нас сразу появились письма с неизвестными порошками. Потом это дело поутихло. А сейчас, перед выборами, опять началось: в конвертах с рекламой кандидатов – порция порошка”, – рассказывает старший смены оперативно-спасательной службы Киева Георгий Мансар.

Не так давно в течение целого месяца спасателей вызывали на демеркуризацию (нейтрализация ртути) посылок с гуманитарной помощью. Ртуть обнаруживали или в бананах, вложенных в посылку, или в одежде: аккуратно рассыпанной по карманам, чтобы сразу не выкатилась. Кто-то избавился таким образом от опасных отходов. Ртутью в Киеве балуются дети и бизнесмены. Последние с помощью ртути портят бизнес своим конкурентам. Рассыпали по помещению ртуть, а значит, как минимум на неделю-две санэпидстанция закрывает туда доступ. А до этого там поработают спасатели.

Зимой для службы спасения начинается время “пингвинов” (так называют любителей зимней рыбалки). Но не всех – только тех, которые по своей неосторожности оказались на плавающей льдине или провалились в воду. Их спасают, используя надувной плотик, осторожно передвигаясь с его помощью по льду – чтобы не провалиться. А потом сдают замерзших “пингвинов” подъехавшей “скорой помощи”. Смешных моментов в работе спасателей тоже хватает. Почти анекдотичной можно назвать случай, произошедший с женщиной, которая попросила вскрыть дверь квартиры, где заперся ее муж с любовницей. А однажды киевским спасателям пришлось выручать незадачливого квартирного вора. Чтобы не быть пойманным, вор прыгнул в мусоропровод и застрял между этажами. Он был несказанно рад, когда спасатели извлекли его оттуда, даже несмотря на то, что сразу же попал в руки подоспевшей милиции.

Спасатели со стажем

Пятидесятидвухлетний Владимир Диденко создавал киевскую службу спасения собственными силами. И сам же стал исполнительным директором украинской Ассоциации спасателей. “Я уже 12 лет в службе. Много за это время сделано”, – отмечает Диденко. Он до сих пор продолжает работать на выездах. Кроме Диденко, боевой состав киевской оперативно-спасательной службы состоит из двадцати человек плюс два инструктора. Дежурят спасатели суточными нарядами, по шесть человек в наряде.

По поводу нагрузки за эти сутки сами спасатели шутят, что их служба похожа на пожарную команду: пока вызова нет – благодать, а как только на выезд – хоть вешайся. Помещение у киевской службы спасения сейчас новое. Чистое, большое. На первом этаже склад, стоят гидравлические штабелеры цена, которых весьма доступна даже для бюджетной структуры. Здесь хранятся костюмы и оборудование для работ на дорожно-транспортных происшествиях, химических авариях и авиационных катастрофах, для спасения людей при пожарах в высотных зданиях и сооружениях. Есть и водолазное оснащение.

Здесь же, на полке, хранится легенда службы – старый американский манекен, который получил название Джоник. Раньше на нем отрабатывали приемы искусственного дыхания и прямого массажа сердца. Сейчас используют только, чтобы пугать друг друга. В одежде, очках и с сигаретой в зубах Джоник производит неизгладимое впечатление, особенно в темноте. На втором этаже – начальство и кухня. А во дворе стоят два микроавтобуса Мерседес – собственность службы. Они уникальны, прошли огонь и воду. Это вообще одни из первых мерседесов, которые появились в Киеве. Привезли их прямо из Германии, в качестве помощи службе спасения. Новый человек на работу в службу спасения может попасть и с улицы. “У нас проходят обучение многие ребята, которые только начинают работать”, – рассказывает начальник спасателей. Кандидату в спасатели необходимо иметь опыт в прикладных видах спорта: спелеологии, альпинизме, подводном плавании, туризме. А еще получать много денег на этой трудной работе ему не удастся. Сто двадцать гривен в месяц за восемь суточных дежурств – это работа для фанатиков или романтиков.

Либо людей, которые понимают, что они кому-то просто необходимы. Ассоциация спасателей – общественная организация, и вынуждена зарабатывать себе деньги сама. Обычный заработок – промышленный альпинизм. Это когда за деньги красят фасады зданий, трубы, отбивают старую плитку, отпиливают кроны старых деревьев и прочее. “Спонсоров и меценатов нет. Это не футбол, где можно было бы дать рекламу. На машину рекламу не повесишь, на форму тоже не нацепишь”, – подчеркивает Диденко.

Уникальный документ

Анализируя происшествия, в киевской службе спасения стали отмечать все случаи серьезных аварий в простом календаре. Потом кому-то пришла в голову мысль сравнить даты аварий за два года. Заметили некую последовательность и завели специальный лист бумаги, где отметили старые даты. Там же стали отмечать и новые происшествия. В результате восьмилетних наблюдений родился специальный документ, по которому и живет сегодня оперативно-спасательная служба города Киева. Глядя в этот календарь, можно с погрешностью в сутки определить дату грядущей аварии, утверждают спасатели.

“Существуют определенные дни, – говорит Диденко, демонстрируя этот календарь, – когда обязательно что-то серьезное случается. На нашем календаре есть такие диагональные линии, которые пересекают самые напряженные, в плане работы, дни. И день-два в любую сторону от этой линии – произойдет аварийный случай”. На календаре, который ведется с 1993 года, четко прослеживаются дни, когда происходят неприятные инциденты. Особо выделяется период с 11 по 18 сентября (13 отметок крупных аварий), с 21 по 23 июля (шесть отметок). Можно увидеть даже отдельные, особо напряженные дни.

Так, за восемь лет на 21 декабря пришлось четыре происшествия. А на 27 июня – пять. Зато спасатели всегда могут расслабиться первого числа любого месяца (кроме октября и ноября) и 31-го (кроме января и того же октября). И целый период спокойствия в марте (с восьмого по восемнадцатое) и в декабре (с восьмого по пятнадцатое).

Работа, полезная для всех

Руководитель киевских спасателей уверен, что именно за такими небольшими муниципальными службами, как его, – будущее. По данным Диденко за прошлый год, негосударственные спасательные службы сделали в два раза больше выездов, чем государственные. И именно такие мобильные отряды, как киевская служба спасения, разбросанные по разным городам и районам, дают возможность полностью перекрыть ежедневные потребности Украины. “В повседневной жизни небольшая служба намного работоспособнее. И на таком уровне решения принимаются намного легче”, – говорит Владимир.

По мнению руководителя спасателей, киевской службе достаточно было бы получать 200 тысяч гривен в год для того, чтобы нормально функционировать. “Всего лишь 200 тысяч от города для нас было бы прекрасно. Чтобы нам только оплачивали то, что мы делаем”, – считает он. Владимир Диденко знает, о чем говорит. Жизнь спасателя вынудила его углубиться в юриспруденцию и сферу финансирования. Но совсем не это для него важно. “Мы – широкоплановая спасательная служба. И оказание помощи конкретному человеку абсолютно не зависит от форм собственности организации, в которую входят сами спасатели. Они должны выполнять свою функцию. И все”, – убежден шеф киевских спасателей.