Виктор Черкесов сдал позиции

ЧеркесовЧеркесов продолжал играть против общепринятых правил

СМИ не выдвинули убедительной версии отставки чиновника и одного из членов команды Владимира Путина, ограничившись дежурными фразами о том, что «Путин не смог простить Черкесову статью про «чекистский крюк», в которой он вынес на обозрение публики противоречия, существовавшие в конце 2007 года в силовом сообществе. Однако такие объяснения выглядят излишне упрощенными — внутриэлитные позиции Черкесова подвергались эрозии в последнее время постоянно, что напрямую связано с активностью близких ему СМИ, которые нарушали негласные правила игры.

Самому резкому снижению статуса чиновника в 2008 году (переходу с поста главы Госнаркоконтроля на должность главы Рособоронпоставки) предшествовал ряд его ошибочных шагов. Считается, что это произошло из-за одного единственного факта — публикации статьи о «чекистском крюке» в 2007 году. Однако Черкесов и двумя годами ранее опубликовал аналогичный материал, «засветивший» противоречия в чекистском сообществе, что уже тогда вызвало недовольство первых лиц государства, играющих роль арбитра в подобных спорах. Боле того, в конце 2007 года близкий Черкесову журнал The New Times опубликовал ряд материалов, в котором раскрывались якобы имевшие место теневые схемы финансирования выборов.
Все это переполнило чашу терпения политиков, принимающих решения, после чего судьба чиновника, претендовавшего на повышение, была решена. При этом он не смог учесть опыт экс-премьера Михаила Касьянова, который также публично выступил против основ проводимой политики (правда, его демарш выглядел гораздо жестче), после чего покинул «обойму» несмотря на намеки его окружения об «отступных». В то же время бывший глава АП Александр Волошин, добровольно покинувший свой пост без особого скандала, смог найти свое место во внутриэлитных раскладах как «путинской», так и «медеведевской» России. В итоге Черкесов покинул влиятельный пост главы Госнаркоконтроля (силовое ведомство располагает штатом в несколько десятков тысяч сотрудников и имеет право на сбор оперативной информации — «прослушку», «наружку» и т.п.) и занял «виртуальную» должность главы Рособоронпоставки.

На новом месте чиновник взял некоторую паузу, видимо, рассчитывая извлечь дивиденды из конфликта силовиков, очередная проекция которого представляла из себя противостояние Генпрокуратуры и СКП. Однако Юрий Чайка и Александр Бастрыкин к 2009 году смогли микшировать публичные противоречия, что сделало подобные расчеты безосновательными. В связи с этим близкие Черкесову СМИ в 2009 году вновь активизируются и принимают активное участие в «антимилицейской» кампании, стартовавшей в апреле с расстрела мирных граждан в московском супермаркете майором Евсюковым. The New Times публикует ряд статей, компрометирующих как самого министра Рашида Нургалиева, так и наиболее возможных его сменщиков. Однако такие материалы наносят удар по репутации не только отдельно взятых генералов, но и МВД в целом, а значит, негативно сказываются и на доверии граждан к власти.

«Тандем» начал посылать Черкесову негативные сигналы еще с конца 2009 — начала 2010 гг. В частности, серьезный удар был нанесен по союзной ему группе, контролировавшей Северо-Западную таможню. «Первый звонок» прозвучал еще в середине 2009 года, когда был закрыт Черкизовский рынок, основные потоки контрабанды на который шли как раз через СЗТУ, а не через Дальневосточную таможню, как это принято считать. Позднее, в январе 2010 года в отставку «по собственному желанию» подал замглавы ФТС, выходец из органов госбезопасности Игорь Завражнов, который отвечал за собственную безопасность в ведомстве. Символично, что эта отставка произошла сразу после ухода с должности главы СЗТУ Михаила Прокофьева, который якобы имел тесные связи с Завражновым. После этого перспективы Черкесова стали практически безальтернативными. Символично, что некий высокопоставленный анонимный чиновник публично опроверг тезис о том, что якобы Черкесов ушел с занимаемой должности в связи с переходом на другую работу.

Будущее Рособоронпоставки неясно

Пока остается неясной судьба самого ведомства, которое возглавлял Виктор Черкесов. Его «преемница» Надежда Синикова является стопроцентной креатурой главы Минобороны Анатолия Сердюкова, так что ее назначение после ухода из ФНС, где она слыла «серым кардиналом», вполне закономерно. Сам факт ее назначения свидетельствует, что ведомство ликвидировано не будет, хотя актуальность его существования заметно уменьшилась.

В свое время идею создания Рособоронпоставки пролоббировал экс-глава Минобороны Сергей Иванов. Чиновник не справился с поставленной перед ним задачей перехватить у генералитета контроль над финансовыми потоками и предпринял обходной маневр. Однако Сердюкову удалось решить эту задачу «лобовыми» методами, и в итоге контроль над закупками вооружений оказался у его команды. Таким образом, в настоящее время в системе СО фактически существуют две структуры (внутренняя и внешняя) с дублирующими функциями.