Российско-французские отношения: доверительные, но не преференциальные

Российско-французские отношения10-11 июня 2010 года председатель правительства РФ Владимир Путин посетил с рабочим визитом Францию. В ходе поездки глава российского правительства встретился с премьер-министром республики Франсуа Фийоном, бывшим президентом Франции Жаком Шираком и действующим президентом страны Николя Саркози. Основным итогом визита стало подписание оборонных контактов между ФГУП «Рособоронэкспорт» и французской компанией Thales.

Поездка Путина стала плановым политическим действием, подтверждающим доверительный статус российско-французских отношений. Фактом посещения Парижа в рамках сдвоенного года России во Франции и Франции в России глава правительства дал понять, что Кремль намерен поддерживать с Елисейским дворцом прочные связи, имеющие под собой серьёзную предметную основу. Об этом говорит прикладная составляющая визита. Во-первых, в 2009-2010 годах Москва и Париж начали развивать военно-технические контакты. И они получили дальнейшее закрепление и в ходе турне Путина. Во-вторых, РФ развивает с Францией достаточно интенсивный энергетический диалог. Это направление отношений подтвердила встреча Путина с генеральным директором концерна Total Кристофом де Маржери, состоявшаяся 11 июня. Основной темой дискуссии стало обсуждение сроков начала освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Глава российского правительства подчеркнул, что Кремль продолжит оказывать поддержку иностранным энергетическим компаниям, в том числе и Total, при работе в России. Москва и Париж располагают достаточно широкой площадкой для дальнейшего развития взаимодействия в конструктивном и содержательном ключе.

В то же время, практический регистр визита не следует переоценивать. В ходе поездки Путин не смог завершить согласование с французской стороной условий сделки по приобретению для нужд ВМС РФ десантных кораблей типа Mistral. Помимо этого Франция отказалась от детализации своей позиции по теме расширения оборонных контактов между РФ и ЕС, которые уже получили предметное одобрение ФРГ в ходе визита в эту страну президента РФ Дмитрия Медведева. Наконец, не было внесено ясности по вопросу перспектив развития двустороннего военно-политического сотрудничества, в том числе в контексте возможного подписания нового договора о европейской безопасности. Иллюстрацией относительной сдержанности французской стороны стал тот факт, что по итогам встреч Путин-Фийон и Путин-Саркози стороны отказались от проведения традиционных в таком случае совместных пресс-конференций для СМИ. Этот знак достаточно красноречиво свидетельствует о том, что добиться полного совпадения позиций сторонам не удалось. Связи между Москвой и Парижем остаются доверительными, но не преференциальными.

Основной причиной издержек в российско-французских отношениях является их чрезмерная персонифицированность. Текущий режим взаимодействия между странами строился в 2001-2007 годах за счет индивидуальных контактов между их тогдашними лидерами Путиным и Шираком. Однако эта линия связи была лишена необходимого «ответвления» на Саркози как главного претендента в те годы на президентский пост. В результате после избрания бывшего министра внутренних дел руководителем страны Кремль лишился прежних каналов коммуникаций. Вместе с Шираком из власти ушла практически вся его команда. В этих условиях РФ пришлось налаживать связи с Николя Саркози, который достаточно скептически относится к клану Ширака. Этот процесс полностью не завершен и в настоящее время, что негативно сказывается на тональности и практическом наполнении двусторонних отношений. Время от времени Елисейский дворец демонстрирует свое сдержанное мнение по вопросам взаимодействия с Кремлем.