Поддельный интерес

swarovskiОн мечтал о музыкальной карьере, но стал бизнесменом. Сфера, в которой он применил свои таланты, была несколько необычной — изготовление подделок. Но фокус заключался в том, что он стал первым цивилизованным производителем подделок.

Секрет Даниэля Сваровски не столько в уникальных технологиях огранки кристаллов, сколько в реабилитации недрагоценных материалов в глазах общества, а также преодолении устойчивого стереотипа, будто изделия из дешевых камней и металлов — всего лишь имитация драгоценностей.
Сегодня самым престижным в мире брендом хрусталя является Swarowski. Его основные конкуренты — чешская компания Bohemia, австрийская Schоler и ирландская Waterford Wedgwood PLC. Последняя в январе 2009 года объявила о своем банкротстве, перешла под контроль внешних управляющих и теперь ищет нового владельца. Компания владеет такими брендами, как Waterford Crystal, Wedgwood, Rosenthal и Royal Doulton. В Британии на фабриках Waterford Wedgwood работают почти 2 тыс. человек, еще 5,8 тысячи трудятся на предприятиях фирмы в странах Восточной Азии. Банкротство Waterford Wedgwood PLC неизбежно приведет к переделу мирового рынка хрусталя.

Хрусталь под током

Даниэль Сваровски родился 24 октября 1862 года на севере АвстроВенгерской империи — в деревушке Георгенталь, расположенной в горах Богемии. Этот край с незапамятных времен славился стекольным производством, и в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская.

Сваровскистарший тоже шлифовал мелкую бижутерию, обрабатывал хрусталь, применяя ту же технику, что и ювелиры: вручную наносил на заготовку фасетки, имитирующие бриллиантовую огранку. Правда, заработанных денег хватало лишь на скромное существование.

Два года Даниэль трудился в семейном бизнесе, а в свободное время играл на скрипке — он мечтал стать великим скрипачом. Но вскоре ему стало скучно и тесно в родной деревушке. Захотелось поучаствовать в больших делах, а они, считал юноша, делаются в больших городах. И в 1880 году подался в Париж, который был тогда культурной и научной столицей мира. Там богемец стал изучать химию, физику, механику и другие необходимые для будущего инженера дисциплины.

Во Франции наблюдательный студент подметил, что мода на имитацию бриллиантов набирает обороты. Подделки называли стразами — по имени известного ювелирамошенника XVIII века Жоржа Фредерика Страсса, жившего за сто лет до рождения Даниэля. Страсс выдавал за бриллианты граненые хрустальные осколки.

В 1883м Сваровски отправился на I Всемирную электротехническую выставку, проходившую в Вене. Там, рассматривая диковинные механизмы и не менее таинственных господизобретателей, он задумался: а нельзя ли приспособить электрический ток в деле, знакомом ему лучше других? Иными словами, можно ли применить его для шлифовки стекла?

На поиски ответа ушло несколько лет. И в 1891м, после долгих раздумий и экспериментов, Даниэль смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Изобретенное им устройство позволяло обрабатывать камни и хрусталь в объемах, значительно больших, нежели при ручной обработке. Причем внешне новые изделия превосходили и богемское стекло, и хрусталь.

Однако в родную Богемию молодой инженер не поехал. Существует несколько версий, почему он предпочел другой уголок АвстроВенгерской империи. Первая: опасался конкуренции со стороны богемских умельцев. Вторая: боялся, что новым способом обработки хрусталя немедленно воспользуются конкуренты. И третья, наиболее правдоподобная: в Богемии была чрезвычайно дорогая электроэнергия, и использование шлифовального станка стало бы сущим разорением.

Так или иначе, Сваровски осел в тирольской деревеньке Ваттенс с населением 744 человека, расположенной в 15 километрах к востоку от Инсбрука. Там он нашел заброшенную фабрику, на которой решил претворить в жизнь свои идеи. Даниэля привлекла возможность использовать потенциал гидроэлектростанции в Тирольских горах (кстати, и сегодня компания Swarovski попрежнему обеспечивает себя собственной электроэнергией).

В 1895 году Даниэль при участии мужа своей сестры Франца Вайса и при поддержке финансиста Арманда Коссмана открыл собственное дело — производство недорогих кристаллов, сверкавших как настоящие бриллианты. Основанная им компания называлась D.S.& Co (то есть «Даниэль Сваровски и компания»). Дела у новичка сразу пошли неплохо: оказалось, что на фабричных станках можно добиться гораздо более высокого качества огранки, чем при обработке вручную.

Ставка на блеск

Первые образцы своей необычной продукции Сваровски отправил в Париж, Вену и СанктПетербург. Там они произвели настоящий фурор: хрусталь выглядел так же, как бриллианты! А значит, мог вполне легально выполнять ту же социальную функцию. Чудесные стразы стали одним из самых распространенных украшений вечерних платьев, сумочек, женских туфелек, заколок для волос и брошей. Фабрику Сваровски завалили заказами. Предпринимателю срочно пришлось расширять помещения и нанять дополнительно 200 рабочих. К счастью, сырья хватало — горы Тироля изобиловали кварцевым песком, калийными, кальциевыми и свинцовыми рудами. Тогдато предприятие и получило нынешнее название — Swarovski.

В отличие от своих предшественников Сваровски не скрывал факта имитации, поскольку считал такой бизнес вполне законным. Он блистательно опроверг известную поговорку «Не все то золото, что блестит». Сбылась его мечта: пропасть между богатыми и бедными практически исчезла.

В 1911 году Даниэль начал разрабатывать новый процесс изготовления хрусталя, сумев вывести оптимальное сочетание исходных смесей для варки хрусталя сверхъестественной прозрачности. В новый состав входили сода, поташ, сурик и кварцевый песок, смешанные в определенной пропорции. Однако точный рецепт не удалось разгадать ни богемским, ни венецианским стеклоделам. Хотя именно в нем скрывались россыпи огоньков, таились холодные стальные отблески и игра всех цветов радуги. И хотя материал был зарегистрирован как тиролит («тирольский камень»), во всем мире он гремел как Swarovski. А название «тиролит» осталось только за шлифовальными станками и инструментами фирмы, превосходящими по всем статьям машины конкурентов.

В годы Первой мировой войны, когда спрос на ювелирную продукцию в Европе резко упал, компания наладила выпуск инструментов и абразивных материалов для точильных и гранильных станков, за счет чего спаслась от разорения. Эту продукцию фирма производит и по сей день под маркой Tyrolit.

По окончании войны, уже в двадцатых годах, компания пережила второй взлет. В то время в Европе и Америке стали налаживать массовое производство одежды. Потребители не только заказывали костюмы портным, но все чаще покупали готовую одежду в фирменных магазинах. Одной из модных новинок стал стеклярус.

В 1920 году Сваровски приступил к производству своего знаменитого хрусталя. На уникальных станках он теперь точил не камни, а стекло с высоким содержанием окиси свинца. Бизнесмен выпускал стеклярус и похожие на бриллианты кристаллы, которые с легкой руки знаменитых модельеров того времени Коко Шанель, Кристиана Диора и Скиапарелли стали носить модницы всего мира. Для небольшой австрийской фирмы наступили действительно золотые времена. Оказалось, что во всем мире только Swarowski умеет делать такие прекрасные, дорогие на вид кристаллы. Продукция, которую производили в тирольской деревушке, стала известной во всем мире.

В 1929 году ассортимент Swarowski расширился. Фирма начала выпуск стеколотражателей для автомобилей и другой техники под маркой Swareflex. В 1935м было открыто производство оптических приборов под маркой Habicht.

Во время Второй мировой войны модные дома Европы потерпели крах. Кристаллы и стеклярус стали ненужными. Однако хитрый бизнесмен Сваровски только ему известными способами умудрился обойти все немецкие преграды (Австрия была аннексирована гитлеровской Германией) и наладить сбыт своей кристальной продукции в Соединенных Штатах.

В обстановке секретности

В конце 1940х, с восстановлением мирной жизни, в Европе вновь появился спрос на модную одежду. Swarovski установила контакты с новыми домами высокой моды в Европе и Америке. Наряду с выпуском массовой продукции фирма начала выполнять и эксклюзивные заказы.

Именно в это время раскрылся талант внука основателя компании — Манфреда Сваровски. В середине 1950х он создал технологию производства разноцветных кристаллов. И опять Swarowski попала в точку! Эксклюзивные красиво ограненные стразы большого размера стали котироваться на уровне драгоценных камней. Технологию изготовления цветных стразов Swarovski продолжает хранить в секрете до сих пор.

Даниэль Сваровски прожил долгую жизнь — 94 года. Он умер в 1956м, оставив своей семье процветающий бизнес. Его потомки продолжили прибыльное дело. В 1965 году фирма начала производство высококачественного хрусталя для люстр. Спустя 11 лет Swarowski открыла новую линию производства — Sylver Crystal. Эти маленькие декоративные изделиясувениры для украшения интерьеров сейчас хорошо известны во всем мире. Маркетологи Swarowski постарались придать этим изделиям ореол коллекционных, то есть очень дорогих. А в 1987 году при содействии компании появилось международное Общество коллекционеров изделий Swarovski.

Чтобы поддерживать цены на высоком уровне и сохранять секреты технологии, в компании уничтожают все инструменты, которые использовались для производства коллекционных изделий, а также всю соответствующую документацию. Поэтому старые драгоценности от Swarowski стоят больше, чем сравнительно новые.

Компания до сих пор остается семейной, а потому может позволить себе содержать в строжайшей тайне всю финансовую информацию. Известно лишь, что Swarovski — самое крупное частное предприятие в австрийской области Тироль. На его 75 фабриках работают 9500 человек, фирма имеет 19 дочерних предприятий и 44 торговые компании в 31 стране мира. Как и при Даниэле Сваровски, штабквартира компании попрежнему расположена в крошечном Ваттенсе.