Кризис самооценки среднего класса

Самооценка

Для представителей среднего класса финансовый кризис стал ударом в большей мере по самолюбию, чем по благосостоянию. Экономические спады, так же как и подъемы, влияют не только на материальное положение граждан, но и на их самоощущение. Причем поведение людей — будь то приобретение товаров, проведение досуга, поиск путей увеличения доходов или даже участие в выборах — зависит прежде всего от того, что происходит в их мозгах, а не от изменений в содержимом их кошельков.

Для справки: TNS — это мировая группа компаний, центральный офис которой находится в Лондоне, работающая в 80 странах. Компания «ТНС Украина» была создана в 2002 году в результате объединения компаний SOCIS Gallup International и MMI Ukraine. В выборке социологического исследования MMI Ukraine’ представлены 77 городов с населением от 50 тыс. жителей. Исследования проводятся ежеквартальными волнами, выборочная совокупность составляет 5 тыс. респондентов в одну волну (20 тыс. респондентов в год). Это говорит о высокой репрезентативности исследования MMI Ukraine, поскольку обычно социологические опросы охватывают около 2 тыс. человек.

О масштабах кризиса, постигшего экономику, правдивее всего говорит динамика не таких, казалось бы, объективных показателей, как ВВП, сальдо внешней торговли и уровень безработицы, а субъективной по определению самооценки гражданами своих возможностей и перспектив. Если страна впала в маниакально-депрессивный психоз, то ей не помогут ни хирурги, ни терапевты, даже шоковые — если только они не владеют навыками психического внушения и навеивания.

Выяснить степень влияния финансового кризиса на общественное сознание позволяют социологические исследования MMI Ukraine, регулярно проводимые компанией TNS Ukraine среди граждан в возрасте 16–65 лет, проживающих в городах с населением от 50 тысяч человек. Именно в этой категории взрослых граждан наиболее резко проявляется социальная дифференциация: остальные (то есть пожилые люди, а также жители сел, поселков и небольших городков) в большинстве своем характеризуются низким уровнем доходов и в то же время поведенческой консервативностью. На днях были подытожены данные MMI Ukraine за этот квартал года. Они свидетельствуют о резком сломе наблюдавшейся прежде тенденции роста числа удовлетворенных уровнем своих доходов. В первом квартале доля респондентов, оценивших материальное положение своей семьи на уровне средний и выше, составила (если не брать в расчет тех, кто не определился с ответом) 54,8%, во втором увеличилась до 57,8%, в третьем — до 59,1%, но в четвертом снизилась до 53,2%. Впрочем, еще более показательна динамика по отдельным слоям общества. Она подтверждает, что снижение самооценки не обязательно обусловлено ухудшением благосостояния: чтобы его вызвать, вполне достаточно ожиданий этого ухудшения, индуцированных общим информационным полем.

Самые пострадавшие

Опросы TNS Ukraine не требуют от респондентов отнести себя к какому-то классу, а предлагают оценить уровень своего материального и социального положения. И уже на основании этих оценок, а также сведений, предоставленных домохозяйствами о своем имуществе, доходах, расходах и пр., авторы исследования разделяют респондентов на четыре статусно-потребительских слоя: «высший средний», «средний», «нижний средний» и «ниже среднего».

Сравнение поквартальных данных за этот год показывает, что объективно наиболее сильно пострадал от финансового кризиса слой «ниже среднего». В нем доминирует компонента рабочих, безработных и пенсионеров в возрасте 45 лет и выше, не сумевших накопить на автомобиль. В течение первых трех кварталов прошлого года среди представителей этого слоя доля тех, кто вынужден более чем три четверти своих расходов направлять на продукты питания, держалась в пределах 20,6–22,7% (если не брать в расчет респондентов, не определившихся с ответом), но в четвертом квартале выросла до 24,5%. Доля тех, у кого вызывает серьезные проблемы покупка одежды или вообще денег не хватает даже на питание, сначала составляла 34,2–42,4 %, но в конце года достигла 46,5%. Что же касается самоощущения, то доля тех, кто оценил уровень материального положения своей семьи как низкий или ниже среднего, увеличилась с 71,3–75,8 до 79,1%. И это при том, что доля самого слоя «ниже среднего» снизилась с 31% в первом квартале до 18% в третьем, но в четвертом возросла до 23%.

Самые спокойные

В то же время самооценка представителей следующего, «нижнего среднего» слоя даже улучшилась. Это самый «толстый» слой: его доля среди респондентов MMI Ukraine составляла 45–48%; в нем более заметно присутствие учащихся, студентов, служащих. Если в первые три квартала доля представителей этого слоя, определивших свое положение в обществе выше среднего (6–10 баллов по 10-балльной шкале), снизилась с 45 до 41,8%, то в четвертом квартале поднялась до 43%, хотя объективные показатели говорили об ухудшении благосостояния. В частности, доля тех, кто более половины своих расходов направляет на продукты питания, увеличилась с 45,8–47,7 до 50,5%. Скорее всего, те, кто удержался в этом слое, в своей самооценке руководствовались пониманием того, что им еще повезло, по сравнению с семьями, чьи кормильцы потеряли работу.

Стабильными в течение года были и объективные, и субъективные характеристики «высшего среднего» слоя. Его ядро составляют предприниматели, руководители и специалисты в возрасте 25–44 лет с ежемесячными доходами на члена семьи 2500 грн. и выше. Для их семей характерно наличие дачи или летнего дома, и не для посадки картофеля, а для комфортного отдыха. Кроме того, владельцы загородных домов регулярно приобретают  различные дачные украшения. У таких семей, как правило, имеется один или нескольких автомобилей. Это наиболее активный слой в использовании услуг банков и страховых компаний, поездках по Украине и за рубеж. Около 69–72% представителей этого слоя тратят на питание не более половины своих доходов, и около 59–64% имеют доход на члена семьи высокий или выше среднего. В первых двух кварталах прошлого года доля «высшего среднего» слоя среди респондентов MMI Ukraine составляла 7–8%, в третьем квартале выросла до 14%, но в четвертом снизилась до 10%. Причем и рост, и последующее падение главным образом были обеспечены за счет служащих. По-видимому, многие из них летом позволили себе провести отпуск за границей и почувствовали себя на высоте положения, но уже осенью из-за финансового кризиса оказались перед перспективой сокращения доходов.

Самые испуганные

Сократился вследствие кризиса и «средний» слой. Его доля в течение первых трех кварталов выросла с 17 до 24%, но в четвертом квартале снизилась до 20%. Объективно в этом слое не наблюдается ухудшения материального положения. В частности, доля домохозяйств, направляющих на питание не более половины своих расходов, в этом слое даже увеличилась — с 60,9–61,8 до 63%. Неуклонно росла в течение года доля представителей «среднего» слоя, в домохозяйствах которых доход на человека в месяц составляет 1500 грн. и более. Прирост весьма заметен: с 76,2 до 82,7%.

Но еще более заметно ухудшение самооценки представителей этого слоя в четвертом квартале. Доля респондентов, оценивших свое текущее положение в обществе выше среднего, упала с 61,5–66 до 56,9%. А доля оценивших материальное положение своей семьи на уровне средний и выше, в течение первых трех кварталов колебавшаяся в пределах 73,5–74,9%, в четвертом квартале снизилась до 70,7%. Таким образом, «средний» слой — а его можно считать основой среднего класса — из-за кризиса почувствовал себя хуже по сравнению не только с летом, но и с началом года. И явление это явно носит скорее психологический, чем объективный характер.