Украинцы заплатят за капризы Путина

ПутинОтказ РФ от договора о сокращении обычных вооружений в Европе может стать одной из новейших внешних угроз Украине. В течение года Украине предстоит кардинально пересмотреть свой военный бюджет и подготовиться к гонке обычных вооружений. Эта перспектива вытекает из переговоров, посвященных пролонгации условий Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) и состоявшихся между Россией и представителями стран-участниц 26 октября в Нидерландах.

Ватерлоо под Нордвеком

Во время состоявшихся 26 октября переговоров по ДОВСЕ в Нордвейке пресс-атташе объединенного командования НАТО полковник Джон Эспен Льен поведал прессе одну живописную деталь переговоров: во время их начала два российских стратегических бомбардировщика Ту-160 прошли курсом вдоль периметра территориальных вод Норвегии. Пройдя между Великобританией и Данией, они повернули обратно и нарушили территорию Нидерландов в Ароне Нордвейка, инициировав срабатывание систем радиоэлектронного подавления.

Это сообщение НАТО в тот же день гордо откорректировало Минобороны РФ, по данным которого, не два, а целых шесть бомбардировщиков Ту-95МС и четыре Ту-160, а также два тактических Ту-22М3 и два заправщика Ил-78 «во время летно-тактических учений дальней авиации выполнили штатные учебные полеты по воздушному патрулированию в международных акваториях Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого океанов и Черного моря». Российское военное ведомство при этом уточнило, что указанные учебные полеты сопровождало некое число истребителей F-16 и «Торнадо», которые, судя по сообщению Минобороны РФ, «восемь часов шли параллельным курсом».

Количество европейских самолетов, которые «оттирали» российские бомбардировщики от чужого неба, Минобороны РФ почему-то не уточнило, как не уточнило и многолетние сроки эксплуатации переданных еще в 2003 году Украиной в Россию устаревших Ту-160 и Ту-95 МС (до указанного года в РФ было всего восемь рабочих самолетов данного класса). Несмотря на такой дефицит информации, европейская пресса предположила, что в небо над странами ЕС во время переговоров в Нордвейке было поднято до полусотни куда более современных истребителей-перехватчиков. Такая информация стала вполне достойной декорацией переговоров о ДОВСЕ, обреченном на денонсацию.

Переговоры, прошедшие в голландской деревне Нордвейк, фактически были сорваны, но пред- и послевыборная ситуация пока не позволила украинским официальным лицам отреагировать на это событие. В то же время аналогичные предвыборные гонки не усыпили бдительности Польши, официальные лица которой выразили крайнюю обеспокоенность коллапсом ДОВСЕ. По мнению поляков, произошедшее в Нордвейке грозит разрушить всю доселе слаженную архитекуру безопасности в Европе.

Предмет спора

За каждой страной—участницей Договора закреплены предельные количественные «потолки» вооружений — как национальные, то есть принадлежащие стране, так и территориальные, то есть оружие, временно размещенное на территории государств—членов ДОВСЕ.

Территориальные ограничения не распространяются на авиацию, что особенно беспокоит Россию. Она озабочена числом самолетов F-16, которые с недавних пор временно базируются на территориях некоторых новых членов НАТО, не участвующих в ДОВСЕ. К их числу относятся Словения и особенно важные для РФ страны Балтии.

Каждый день в режиме ротации территорию этих государств охраняют по четыре самолета от одной из стран—членов НАТО. В любой момент, по соглашениям ДОВСЕ, страна базирования может без каких-либо объяснений и юридических последствий увеличить число самолетов до любого количества. По сути, число истребителей-бомбардировщиков в небе над границей между странами Балтии и российскими Псковом и Новгородом может состоять как из четырех, так и из 400 самолетов. Эта цифра зависит исключительно от политической воли руководства Литвы, Латвии и Эстонии, которое по запросу может получить от Брюсселя хоть тысячу, хоть три тысячи истребителей (были бы для них авиабазы).

«Законопатить» подобную брешь в своей обороне РФ может, подписав Соглашение об адаптации ДОВСЕ, которое содержит положение об открытости договора для новых участников, в том числе Балтии и Словении. Но проблема как нового, так и предыдущего договора заключается в том, что из двух дюжин подписантов его пока ратифицировали парламенты только четырех стран: Белоруссии, Казахстана, России и Украины. В то же время все члены НАТО, а также Грузия и Молдова блокируют процесс ратификации старого базового соглашения из-за «наземного нюанса». До одобрения договора своими парламентами они требуют предварительного вывода российских войск из Грузии и Молдовы, в чем их поддерживает НАТО. Это, по сути, отображает самую актуальную и абсолютную формулу преткновения вокруг ДОВСЕ — вывод российских войск взамен ограничения авиационного контингента НАТО в Балтии.

Помимо этого нюанса ДОВСЕ затрагивает и некоторые другие «наземные» интересы РФ. К ним относится число российских вооружений на Северном Кавказе и на российских базах в украинском Крыму. Обе проблемы связаны с еще большими издержками, чем балтийский «авиационный фактор». Отказ от ратификации ДОВСЕ оборачивается для РФ увеличением затрат на базирование возле стран Балтии минимум 200 истребителей. В то же время Украина, Азербайджан и Грузия вынуждены тратить еще большие средства в процессе создания паритета российским дивизиям, которые, вопреки «фланговым ограничениям» ДОВСЕ, развернуты в Краснодарском крае и на Северном Кавказе.

На заре скандала

«Европа еще не восприняла выход России из ДОВСЕ как факт. Все процессы вокруг договора во многом расцениваются как элемент предвыборной конъюнктуры в РФ, но это явная ошибка. Ведь в тексте ДОВСЕ нет пункта о «приостановлении». Страна, парафировавшая документ, может либо выйти из него, либо должна его соблюдать. Но, судя по указу Путина от 14 июля о некоем «моратории» мер по выполнению ДОВСЕ, Россия из договора де-факто вышла. Может, это кто-то понял, а кто-то — пока нет, надеясь на некие высокие политические торги. Но для Польши, в частности, инициированные Кремлем «похороны» ДОВСЕ уже реальность. Мы к этому готовы, я надеюсь, что Украина тоже», — заявил «k:» высокопоставленный чиновник МИД Польши. По его словам, Варшава ожидает окончательного выхода РФ из режима договора 13 ноября или чуть позже. «Следует помнить, что ДОВСЕ — это очень сложный механизм взаимных гарантий. Его отсутствие породит беспрецедентную гонку вооружений на Востоке Европы. Кто ее выиграет, пока предсказать трудно. Ведь сегодня у США большие проблемы в Ираке, на южном фланге НАТО, что отвлекает Вашингтон от проблем ДОВСЕ. Но завтра акценты могут поменяться. В то же время, сегодня цены на нефть рождают амбиции Кремля, но эти цены при старых расходах на оборону могут ведь и сократиться. Развитие событий может пойти по любому сценарию, но без такого стабилизирующего механизма, как ДОВСЕ, странам региона будет очень трудно заниматься оборонным планированием», — посетовал польский дипломат.

Фланговые жертвы оружейной гонки

Провальные переговоры между представителями 28 стран ДОВСЕ в Нордвейке проходили в формате заседания комиссии «Розсип—НАТО». За несколько дней до начала ее заседания из Москвы посыпались вполне официальные нравоучения. Исходя из этого факта, никто не сомневался, что переговоры зайдут в тупик. Одним из таких шагов стал доклад представителя Минобороны РФ в Госдуме генерал-майора Владимира Никишина, который накануне переговоров постарался спровоцировать у европейцев математический шок. «Бывшие государства—участницы нашего Варшавского Договора, они же теперь натовцы, перетащили в Альянс по своей квоте в договоре ДОВСЕ 6,8 тысячи танков, а ведь квота стран—участниц ДОВСЕ по танкам чуть более 8 тысяч, а у НАТО их сейчас в сумме 20 тысяч. Это соотношения не в пользу России. Не в нашу пользу и соотношение по БМП, по пушкам, самолетам и вертолетам… Таким нарушением квот дело не ограничилось. На территории Румынии и Болгарии американцы развернули свои военные базы, натовцы активно разворачивают группировку в странах Балтии. Ни то, ни другое, ни третье ДОВСЕ и сопутствующие договору документы не оговаривают», — заявил российский генерал.

Не будучи парламентарием, генерал Никишин уверил прессу, что Госдума РФ ратифицирует ДОВСЕ только в том случае, если договор максимально снизит количество «фланговых ограничений», которые, по своей сути, понижают нагрузку на оборонные бюджеты Украины, Грузии и Азербайджана. По ДОВСЕ число всех видов обычных вооружений на юге Европы жестко ограничено, что количественно понижало паритет противостояния в Крыму и на Кавказе. Однако накануне Нордвейка эти «фланговые» ограничения вдруг перестали устраивать Россию: «Варшавского Договора уже нет, и речи о любых иных блоках в протоколе об адаптации ДОВСЕ тоже нет. Нет блоков, значит, нет и фронта. А нет фронта, значит, неоткуда отсчитывать и фланги. Какие тут могут быть ограничения?» — заявил в вышеуказанном докладе генерал Никишин.
По мнению экспертов, первая реакция на конфликт вокруг ДОВСЕ последовала в 2004—2005 годах, когда Грузия и Азербайджан начали беспрецедентное наращивание расходов на оборону. Предчувствуя крах европейской системы безопасности, эти государства тогда вышли в число мировых лидеров по темпам роста оборонных ассигнований.

Существенную помощь в этом им предоставили США. Грузия, например, за счет американской помощи экипировала и обучила весь свой «спецназ», а Азербайджан вообще развернул на своей территории спецподразделение армии США Caspian Quard.

Нынешний и, похоже, окончательный виток эскалации вокруг ДОВСЕ коснется и очень инертной в плане роста военных расходов Украины. В случае начала Кремлем гонки вооружений наша страна должна либо на порядок увеличить сумму оборонных заказов своей промышленности, либо же восполнить пробелы в своей обороне за счет новых иностранных баз или новых блоковых соглашений.