Партия имени

Стыдно голосоватьСоздание партий и политических блоков, в названии которых содержится имя-бренд — традиция, более характерна для России и стран СНГ, нежели для устоявшихся западных демократий.

В России первой обзавелась именем Партия самоуправления трудящихся, которая стала называться Партией самоуправления имени Святослава Федорова после гибели в 2001 году своего лидера — известнейшего врача офтальмолога. Смена вывески не принесла дивидендов — рейтинг партии никогда не превышал двух процентов. Кстати, это был единственный случай в новейшей истории, когда политическая сила была названа в честь почившего отца основателя. Обычно же политик, дающий свое имя тому или иному политическому движению, надеется преподнести его избирателю как своего рода «гарантию качества» представляемой политической силы. Расцвет «именных блоков» в России приходится на 2001–2004 годы.

За этот период появилось более дюжины подобных организаций. Наиболее известными (хоть и не имеющими большого влияния) среди них в столицах стали блоки зампредседателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, академика и нобелевского лауреата Жореса Алферова, а также спикера Госдумы Геннадия Селезнева. В то же время заметными игроками на региональном уровне стали квазипартии вождистского типа, возглавляемые губернаторами Александром Лебедем, Анатолием Быковым и Александром Уссом.

Однако в связи с принятием нового избирательного законодательства подобным организациям в политической жизни федерации практически не будет места, поскольку ни одна из них не в состоянии преодолеть семипроцентный барьер при выборах в Думу.

Впрочем, это вовсе не означает, что именные блоки исчезнут навсегда. Поскольку персонализация является обязательным атрибутом электорального пространства, ЛДПР прочно ассоциируется в общественном сознании с Владимиром Жириновским, «Яблоко» — с Явлинским, а триумф псевдопартийной «Единой России» стал возможен лишь под прикрытием речевки «Мы — партия Путина».

Кстати, к подобным шагам прибегают практически все проправительственные силы в странах СНГ. Так, казахстанская партия «Отан» всячески подчеркивает свою близость к президенту Назарбаеву, грузинский «Гражданский союз» не стеснялся называться партией Шеварднадзе. Демократическая партия Туркмении также ассоциируется с лидером государства Сапрамуратом Ниязовым.