Власть сталкивается с новыми угрозами стабильности

Приморские партизаны«Большая» Россия рискует пойти по кавказскому сценарию

Серия нападений на милиционеров в Приморском крае представляет собой весьма тревожную тенденцию. Говорить об «ингушетизации» Дальнего Востока пока преждевременно, однако данные инциденты обнаружили уязвимое место современной российской политической и социальной системы. Обычно акции оппозиции служат клапанами для «выпуска пара» недовольной части населения.

Кроме того, оппозиция представляет собой субъект для диалога. Когда недовольное властью население не видит тех оппозиционных политиков и общественных деятелей, которые могли бы представлять его интересы, это ведет к стихийным латентным протестам, которые в активной форме ведут к росту преступности, на высшем ее пике – организованной и с идеологической программой. По такому пути пошли почти все кавказские республики в различные периоды постсоветского развития, и сейчас такая обстановка там стала привычной. Инцидент на Дальнем Востоке – первое (или последнее) напоминание о необходимости создания дополнительных клапанов для выпуска социального пара.

Особую опасность представляет собой повышенное внимание СМИ к данному инциденту. Симпатии масс-медиа однозначно были на стороне преступников, которых они называли «партизанами» и «лесными братьями». Также подчеркивалось, что они якобы руководствуются не прагматическими, а отчасти «идеалистическими» мотивами, например, желая отомстить милиционерам. Была опубликована информация о том, что преступники пострадали от неправомерных действий сотрудников милиции, которые ранее их задерживали и выбивали показания с помощью насилия.

Данная ситуация усугублялась тем, что якобы жители в массовом порядке поддержали «протестующих», будучи недовольны злоупотреблениями милиционеров. Все это ложилось на подготовленный информационный фон, компрометирующий сотрудников милиции. Более того, якобы главарь группы разместил на одном из националистических сайтов заявление, в котором объяснял мотивы своего поступка идеологическими причинами и называл происходящее «войной».

Следует отметить, что сотрудники милиции изначально способствовали распространению мифов в СМИ. В частности, журналисты распространили панические слова одного из офицеров милиции о том, что якобы жители Приморья в массовом порядке поддерживают «партизан» и заявляют, что милиционеров нужно убивать. Руководство приморской милиции с большим запозданием, лишь в день задержания преступников выступило с опровержением распространявшихся мифов. В частности, по словам начальника УВД Приморского края Андрея Николаева, нападения членов банды на сотрудников милиции были мотивированы исключительно желанием заполучить оружие и боеприпасы. С помощью таких трофеев бандиты собирались продолжать совершать преступления с целью наживы.

Следует отметить, что подобная информационная волна в СМИ может спровоцировать массовый социальный психоз, который найдет свое отражение в возросшем числе нападений на милиционеров. Более того, преступники, пользуясь подготовленным общественным мнением, начнут позиционировать себя как «борцов за идею». Подобный массовый психоз уже имел место около года назад в Москве, когда растиражированные СМИ случаи поджогов машин в одном районе столицы привели к рецидивам по всему городу. Первые признаки подобного неадекватного поведения уже появились. В частности, при нападении на пост ДПС в Пермском крае погиб один сотрудник милиции. Также были ранены два сотрудника ДПС в Новгородской области, хотя в этом случае, по предварительной информации, речь идет об оказании сопротивления при попытке задержать преступников.

Новая ветеранская организация

Между тем на политическом поле может появиться еще один влиятельный игрок, способный хотя бы частично нейтрализовать протестные настроения (один из приморских «партизан», судя по информации СМИ, проходил службу в Чечне). В России создается новая ветеранская организация, которая объединит людей, принимавших участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Новая организация может стать серьезной социальной силой, поскольку в двух чеченских войнах, по самым скромным подсчетам, принимали участие 600–800 тысяч человек. Созданные в свое время организации «афганцев» стали серьезной силой как в политической жизни России, так и экономике (зачастую криминально-теневой).

Судя по всему, создание новой организации курирует глава Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Александр Каньшин. Он входил в состав Общественной палаты прошлого созыва и выступил с рядом резонансных инициатив, которые почти не были реализованы. При этом Каньшин пользуется репутацией либерала, про него ходили слухи, что он якобы является одним из «рупоров» Дмитрия Медведева в АП.