Россия дистанцируется от ближневосточных проблем

Ближний ВостокСША продолжают удерживать лидерство в решении ближневосточных проблем

В ночь на 31 мая 2010 года военнослужащие 13-й флотилии СпН ВМС Израиля предотвратили незаконное вторжение в территориальные воды страны «гуманитарного каравана». Он состоял из шести малотоннажных судов, на борту которых находилось до 600 правозащитников и активистов неправительственных радикальных исламистских и пропалестинских организаций, в основном из Турции и ряда европейских стран. Целью «гуманитарного каравана» была несанкционированная попытка прорыва блокады Сектора Газа, контролируемого радикальным исламистским движением «ХАМАС» (Израиль считает его террористическим). В ходе спецоперации израильского спецназа были убиты 10 человек, оказавшие вооруженное сопротивление, в том числе глава израильского крыла радикальных исламистов Раид Салах. Инцидент у берегов Сектора Газа спровоцировал резкое обострение политических противоречий между Израилем и Турцией.

Блокирование израильскими ВМС «гуманитарного каравана» стало силовой акцией, направленной на обеспечение национальных интересов Израиля. Сформированная при поддержке турецкого правительства «флотилия свободы» (Gaza Freedom Flotilla) ставила своей целью незаконное вторжение в израильские территориальные воды и поддержку находящегося в статусе вооруженного противостояния с Тель-Авивом движения «ХАМАС». Более чем вероятно, что помимо гуманитарной помощи (около 10 тыс. тонн, преимущественно медикаменты, продовольствие, стройматериалы) флотилия планировала доставить в Сектор Газа вооружения и финансовые средства для палестинских радикалов. В пользу такого сценария говорит тот факт, что на борту головного судна «гуманитарного каравана» Mavi Marmara находились люди, вооруженные холодным и огнестрельным оружием. Данный факт был подтвержден 2 июня офицерами и военнослужащими 13-й флотилии, получившими ранения в ходе специальной операции. Пойдя на силовое блокирование каравана, Израиль продемонстрировал свое стремление жестко отстаивать национальные интересы, несмотря на беспрецедентное международное давление (в том числе, со стороны США). Во многом это способствовало укреплению позиций правительства Биньямина Нетаньяху внутри страны: его кабинет подтвердил свой «волевой» статус.

Обострение израильско-турецких противоречий практически никак не повлияло на позиции США на Ближнем Востоке — Вашингтон пока продолжает удерживать «командные высоты» в решении проблем региона. На фоне конфликта с «гуманитарной флотилией» американские дипломаты не отказались от проведения непрямых переговоров между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА). Более того, в начале июня регион вновь посетил специальный представитель президента США на Ближнем Востоке Джордж Митчелл. В ходе насыщенной поездки он встретился с главой израильского правительства Биньямином Нетаньяху, министром обороны Израиля Эхудом Бараком и председателем ПНА Махмудом Аббасом (Абу Мазеном). По итогам серии консультаций Митчелл подчеркнул, что инцидент с перехватом «миротворческой флотилии» лишь подчеркивает необходимость достичь прогресса в мирных переговорах. В свою очередь Аббас отметил, что, несмотря на инцидент с флотилией, он также не намерен прекращать непрямые переговоры с Израилем. Процесс решения израильско-палестинских противоречий остается под контролем Вашингтона. Дополнительным подтверждением доминирования США в региональных делах стало появление в британских СМИ информации о неофициальных контактах администрации Барака Обамы с «ХАМАС». В случае, если по результатам этих консультаций представители исламистского движения войдут в переговорный процесс (как члены нового палестинского правительства), Вашингтон укрепит свой статус «куратора» ближневосточного мирного процесса.

Сам же конфликт между Тель-Авивом и Анкарой оказался для США «двояким». С одной стороны, он усилил возможности Вашингтона для игры на противоречиях своих союзников. Примечательно, что турецкое руководство пошло на разрыв конструктивных контактов со своими израильскими коллегами ещё в январе 2009 года, вскоре после окончания военной операции ЦАХАЛ «Литой свинец» в Секторе Газа. Теперь же исламисты, находящиеся у власти в Турции лишь подтвердили, что они находятся «за бортом» ближневосточного мирного урегулирования. Идея с «гуманитарным караваном», реализация которой была прямо санкционирована турецким правительством, с самого начала являлась откровенной провокацией. Пойдя на её реализацию, президент Турции Абдулла Гюль и его ближний круг приняли недальновидное решение, которое ослабляет региональное влияние Анкары. Турки не только окончательно утратили статус потенциальных посредников на переговорах между Израилем и Сирией, но и продемонстрировали недопустимую для Ближнего Востока военно-политическую слабость. В частности, турецкие власти не смогли адекватно отреагировать на факт ликвидации собственных граждан, находившихся на суднах «гуманитарной флотилии». Подобное положение вещей подрывает нескрываемые претензии Турции на статус лидера мусульманских ближневосточных стран, которым в такой ситуации проще сохранять ориентированность на Иран. В понимании таких субъектов как Сирия, Ливан и Палестина, исламская республика никогда бы не позволила Израилю обращаться с собой подобным образом.

С другой стороны, важно подчеркнуть, что конфликт между Израилем и Турцией — традиционными союзниками США — будет иметь для Вашингтона и негативные последствия. В последнее время все более очевидным становится тот факт, что Соединенные Штаты «перенапрягаются» в качестве «глобального арбитра» и периодически выпускают из-под своего контроля очаги тех или иных конфликтов (Ближний Восток, Корейский полуостров и др.). Это может привести к тому, что на администрацию Барака Обамы усилится внешнеполитическое давление с требованиями ликвидации американской «униполярности».

Главной проблемой России на Ближнем Востоке является отсутствие политической воли

На фоне оживления ближневосточной политической игры Россия остается на почтительном отдалении от региональных проблем. Москва не проявляет деятельных попыток для того, чтобы вмешаться в ситуацию. Так, на инцидент с «гуманитарным караваном» МИД РФ счел возможным ограничиться одним комментарием. При этом российские представители, в отличие от американских, не стали предпринимать попыток для оживления переговорного процесса между Израилем и Палестиной. В позиции РФ на ближневосточном треке статика продолжает превалировать над динамикой.

Читателю на заметку: при активном развитии информационных технологий и интернета, а также всеобщей глобализации, когда стираются границы стран и континентов современный человек не может обойтись без знаний нескольких иностранных языков. Чтобы жить в ногу со временем необходимо, как минимум знать английский, который является одним из международных языков мира. Именно знание английского языка позволит Вам комфортно чувствовать себя как на международных переговорах, так и во время отдыха за границей. Изучение английского в Москве возможно во множестве школ, агентств и курсов, но мы хотим порекомендовать Вам школу ВКС-International House, где обучение происходит на основе самых современных коммуникативных методик. Каких именно? Узнаете подробнее на сайте www.bkc.ru.

Для концентрированного вмешательства в ближневосточный мирный процесс российским дипломатам откровенно не хватает политической воли. Далеко не случайно, что во многом из-за подобной слабости они с весны 2004 года так и не могут согласовать конкретные сроки и формат проведения Московской ближневосточной конференции. Тема конференции актуализируется практически на всех многосторонних площадках, однако предметного продвижения по данному вопросу всё ещё не наблюдается. Причем, если в 2009 году идея форума казалась реализуемой, то в текущих условиях, когда США перехватили инициативу на ближневосточном треке, ее перспективы становятся все более туманными. Виной тому — неспособность Москвы умело и последовательно использовать все свои возможности на Ближнем Востоке. Вместо того, чтобы проводить «твёрдую линию», Кремль на данном направлении сделал ставку на игру в компромиссы со всеми региональными субъектами (в том числе и теми, которые представляют разрозненную Палестину), а такая «всеядность» чужда местной политической культуре и приводит к тому, что РФ воспринимается сторонами как «бесперспективный посредник».