РФ-ЕС: диалог в режиме беспредметности

Брюссель не заинтересован в развитии политического сотрудничества с Москвой

ЕС - Россия31 мая 2010 года в Ростове-на-Дону прошла неформальная встреча президента России Дмитрия Медведева с руководством Европейского союза в рамках саммита Россия — ЕС. А 1 июня там же состоялась уже официальная часть мероприятия. Участие в ней принял Медведев, а также председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и председатель Европейского совета Херман ван Ромпёй. В ходе рабочего заседания обсуждались различные аспекты сотрудничества России и Евросоюза, а также актуальные вопросы международной и региональной повестки дня, в частности, меры по преодолению мирового финансового кризиса, вопросы глобальной и европейской безопасности, иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование.

Форум Россия-ЕС стал плановым политическим действием, направленным на демонстрацию стабильности связей между двумя субъектами. Одновременно руководство Европейского союза дало понять, что формально рассматривает РФ в качестве одного из своих преференциальных партнеров за пределами объединенной Европы. И хотя Россия не воспринимается истеблишментом ЕС как часть европейского политического пространства, тем не менее, она входит в пул наиболее статусных контрагентов объединения. Примечательно, что саммиты в формате 1+1 Евросоюз проводит далеко не со всеми странами, расположенными вне его интеграционного пространства. Статусом «особых партнеров» могут, в частности, похвастать лишь США и Китай. Форумы с обозначенными державами проходят на регулярной основе. Судя по всему, сейчас и Россия относится руководством ЕС к числу статусных держав, взаимодействие с которыми требует особого формата.

В то же время саммит в Ростове-на-Дону показал, что диалог по линии Москва-Брюссель продолжает пребывать в режиме беспредметности. Так по итогам форума не было достигнуто прогресса ни по одному из наиболее принципиальных вопросов текущих российско-европейских отношений. Так, в ходе консультаций стороны не стали останавливаться на процессе подготовки базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Не было принято предметных решений в сфере облегчения визового режима между РФ и ЕС. В тени основной повестки дня осталась и тема подписания нового Договора о европейской безопасности, проект которого был передан в Брюссель ещё 29 ноября 2009 года. Практическая составляющая двусторонней встречи свелась к принятию Совместного заявления саммита Россия-ЕС по программе «Партнёрство для модернизации». Но и его следует рассматривать лишь как формальный документ, подтверждающий поддержку Европейским союзом планов Кремля по «апгрейду» российской экономики. Несколько более содержательным оказалось Соглашение между правительством РФ и Европейским союзом о защите секретной информации, подписанное 1 июня, но и оно не смогло изменить характера «бессодержательности» встречи.

Главной причиной сохранения беспредметности в отношениях между Россией и Европейским союзом остается хроническая незаинтересованность Брюсселя в развитии сотрудничества с Москвой в сфере политики. РФ интересна элитам ЕС исключительно как источник энергоресурсов. В этом контексте Россия обладает для объединенной Европы необходимым статусом и весом. Однако за пределами сырьевого трека степень заинтересованности в партнерстве с Кремлем катастрофически мала. В политическом измерении Москва рассматривается Брюсселем как крупный, но в то же время бесполезный и даже опасный контрагент. Объединенная Европа видит в России скорее угрозу, а не равноправного союзника.

Сомнительной является и позиция российских политических элит. Вместо того, чтобы использовать сырьевой фактор как механизм «продавливания» своих интересов на европейском треке, они часто занимают выжидательную или даже пассивную позицию, не предпринимая активных действий для отстаивания своих интересов. В результате РФ практически не извлекает (в отличие от Китая) ощутимой выгоды из факта своего экспортного влияния на ЕС. Москва остается лишь формальным, но не реальным приоритетным контрагентом Брюсселя.

«Западные европейцы» не смогли обеспечить повышение предметности в отношениях между Россией и Евросоюзом

Результаты саммита РФ-ЕС продемонстрировали очевидную слабость «западноевропейской группы» в пуле российских внешнеполитических ведомств. Несмотря на достаточно масштабное и статусное представительство в МИД РФ результаты работы этого клана остаются весьма ограниченными. «Западные европейцы» не только не смогли добиться согласования с Брюсселем каких-либо предметных решений в ходе подготовки к форуму в Ростове-на-Дону, но и не добились даже минимального прогресса по решению уже «устоявшихся» проблемных моментов в двустороннем диалоге. В частности, РФ и ЕС проводили саммит в условиях отсутствия видимых сдвигов по вопросу подготовки нового СПС, несмотря на то, что переговоры по этой теме продолжаются с 2008 г. Так, 19 мая 2010 года в Брюсселе завершился уже девятый раунд консультаций. Российскую делегацию возглавлял постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов, а делегацию ЕС — генеральный директор Еврокомиссии по внешним связям Жуан Альмейда. Результативность встречи ограничилась «позитивной оценкой нынешнего переговорного этапа с точки зрения набранного темпа переговорного процесса». Ничего большего добиться не удалось. Естественно, что в этих условиях никаких предметных подвижек не было достигнуто и по теме взаимной отмены визового режима. Планируется, что очередной, на сей раз уже десятый раунд переговоров состоится в июне-июле с.г. Однако рассчитывать на его продуктивность опять же не приходится.

Очевидным упущением «западных европейцев» стало то, что они не смогли задействовать для качественной интенсификации связей с ЕС факт председательства в этой организации Испании. Испанское руководство ещё в 2009 году заявило о своей готовности содействовать развитию связей Москвы с Брюсселем. При этом Мадрид не скрывал своей заинтересованности добиться синхронной интенсификации и своих двусторонних связей с Кремлем. Однако «посреднический» потенциал королевства российской стороной был практически полностью проигнорирован. Ещё в январе 2010 года РФ посетил министр иностранных дел и сотрудничества Испании Мигель Анхель Моратинос. В ходе его переговоров с главой российского МИДа Сергеем Лавровым обсуждались, в том числе, вопросы наращивания прикладных контактов между Москвой и Брюсселем. Однако после этого никаких предметных контактов между российскими и испанскими дипломатами по теме Европейского союза зафиксировано не было. Далеко не случайно, что высокопоставленные представители правительства Испании отсутствовали и на саммите в Ростове-на-Дону. Можно сказать, что «западные европейцы» добровольно отказались от использования «испанской карты» в своей игре с ЕС. И это обстоятельство не в последнюю очередь способствовало сохранению режима беспредметности в диалоге по линии Москва-Брюссель.