Золотые запасы пуповинной крови

Пуповинная кровьБиоматериал, остающийся после родов, раньше уходил в больничный мусор. Теперь его считают ценнейшим биологическим сырьем, неспроста называя «Золотом ХХІ».

Недавно персональные банки пуповинной крови, более 25 лет существующие в мире, появились и в Украине. Всего за 12 тыс. грн свой уникальный генетический материал можно хранить 18 лет, а за 17 тыс. грн — и до 100 лет. Пуповинная и плацентарная кровь содержат большое количество так называемых гемопоэтических стволовых клеток.

Это материал, из которого, по сути, формируется человеческое тело, ведь стволовые клетки способны развиваться в клетки любых типов — кровяные, нервные, мышечные, костные. Они являются универсальными «запасными частями» организма, используемыми им для восстановления различных тканей.

Идея применить стволовые клетки с терапевтической целью возникла не так давно. В 60-х годах прошлого века двум детям, страдающим врожденным иммунодефицитом, впервые была успешно проведена трансплантация костного мозга от близких родственников. Именно он является богатым источником стволовых клеток у взрослого человека.

С тех пор инъекции костного мозга достаточно широко используются в современной медицине при лечении радиационных поражений, онкологических заболеваний, иммунодефицитных состояний. В 1986 году в США была учреждена Национальная программа костномозгового донорства, в рамках которой создан реестр, насчитывающий более 3 млн потенциальных доноров. Казалось бы, это уникальный ресурс, способный спасти тысячи жизней.

Но на деле все оказывается не так просто. Главная проблема трансплантации костного мозга — огромные трудности в подборе подходящего донора.

Несовместимость белков (их называют HLA-антигенами) вызовет отторжение пересаженной ткани. У людей имеется шесть типов HLA-антигенов, и чтобы трансплантат подошел, все эти шесть генотипов у донора и реципиента должны полностью совпадать. По статистике, идеального донора можно подобрать лишь для троих из десяти потенциальных реципиентов. Кроме того, почти четверть состоящих на учете доноров ежегодно теряется — либо они меняют местожительство, либо их исключают из базы по возрастным или медицинским причинам. Да и процедура взятия костного мозга довольно травматична: чтобы получить нужное его количество, приходится делать до 300 пункций по всей грудинной или тазовой кости.

Как же быть, если стволовые клетки зачастую являются единственным шансом выжить для больных лейкемией и раком лимфоузлов? В 1980-х годах медики вспомнили о еще одном богатейшем их источнике — пуповинной или кордовой крови. В то время провели несколько успешных трансфузий кордовой крови детям, родители которых решались обзавестись вторым ребенком ради получения генетически подходящих стволовых клеток для спасения жизни первого. После этого по всему миру родителям стали предлагать услугу по криоконсервации крови, взятой из пуповины сразу после рождения ребенка. Замороженная до –196° С, она может храниться чуть ли не вечно, являясь таким себе резервным «эликсиром здоровья», которым со временем можно воспользоваться в случае надобности.

В этой связи во многих странах созданию банков-хранилищ пуповинной крови пытались придать национальное значение. В Европе существует сеть таких депозитариев под названием Eurocord.

Однако ее сотрудники с сожалением отмечают, что на практике к пуповинной крови прибегают редко — как альтернатива костному мозгу, она все еще непривычна для врачей. А Американская ассоциация педиатров и вовсе разубеждает в целесообразности банков кордовой крови. По оценкам специалистов, из тысячи «вкладчиков» такого банка собственная кровь может понадобиться лишь одному.

Тем не менее, сейчас в депозитариях мира находится около 80 тыс. криопакетов с пуповинной кровью, частные услуги по ее консервации предлагают и в Украине. Кроме того, Институт проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины, имеющий собственный низкотемпературный банк биологических объектов, занимается разработкой новых биотехнологий для получения клеточных и тканевых трансплантатов. В институте разработан ряд современных препаратов. Это «Гемокорд», предназначенный для восстановительного лечения после химио — и радиотерапии, «Криокорд-С», эффективный при нарушениях гормонального баланса, сахарном диабете, бесплодии, преждевременном старении, и другие средства. В постчернобыльское время важность этих исследований трудно переоценить.

Как, впрочем, и создание семейных банков пуповинной крови, пусть даже не всем доступных. Ведь стоимость хранения пакетика с кровью превращает его в «золото» уже в прямом смысле. Но такова житейская лотерея: кто знает, в какое золото вкладывать деньги окажется выгоднее.