Донетчане подобрались к автодорожному консорциуму на Галичине

О том, что концессионную дорогу Львов — Краковец будет строить донецкая компания «Альтком», рассказал начальник управления промышленной политики Львовской обладминистрации Ростислав Сорока. Предыдущий инвестор — испанская компания NESCO Entrecanales Cubiertas S.A. — не справился с поставленной задачей. Теперь привлечь 2 млрд. грн. в строительство, рисковать и ждать отдачи почти 20 лет готовы украинские бизнесмены. По словам г-на Сороки, до конца года начнутся работы, которые можно проводить зимой.

При этом в разговоре с корреспондентом представители консорциума «Трансмагистраль» высказали недоумение по поводу того, что данный проект уже вышел на такой уровень и декларируется как свершившийся факт. На самом деле, официально между консорциумом и «Альткомом» не подписан даже протокол о намерениях. Напомним, что «Трансмагистраль» — концессионер, уполномоченный на эту деятельность правительством, и только он имеет право определять партнеров и подрядчиков, проводить тендеры и подписывать контракты. Правда, появление другого претендента на роль потенциального инвестора возможно, если последний ведет переговоры с отдельными участниками консорциума о покупке их долей и обретении контроля над этой структурой. В таком случае действительно не нужен даже протокол о намерениях.

Примечательно, что, по словам Ростислава Сороки, его информация о проекте и участии в нем «Альткома» основывается исключительно на данных из «Трансмагистрали» и «сам он ничего не выдумал».

На протяжении пяти лет консорциуму не удавалось привлечь инвесторов и подрядчиков, и только в 2004 году был подписан контракт с испанской NESCO.

Как сообщил президент консорциума «Трансмагистраль» Владимир Яворский, срок концессии по проекту Львов — Краковец — 45 лет. Утвержденная сметная стоимость строительства составляет 1 638 млн. грн., а срок сдачи трассы в эксплуатацию — 4 года 9 месяцев. Однако европейские подрядчики обещали построить автодорогу всего за 3,5 года. При среднегодовой интенсивности движения около 10 -15 тыс. автомобилей в сутки (сейчас — около 6 тыс.) и в зависимости от размера платы затраты за проезд окупятся лет через 20. Проект предполагает государственно-частное финансирование: государство в лице «Укравтодора» выделяет 40% средств, остальную долю вносит концессионер.

Испанцы вели переговоры о финансировании с европейскими банками, однако те соглашались выделять средства лишь под госгарантии. Это и стало камнем преткновения в сотрудничестве с NESCO Entrecanales Cubiertas S.A. Многих западных инвесторов останавливало то, что украинское законодательство не защищает их права при столь рискованных вложениях на достижение финансовой окупаемости и возврата инвестиций. К тому же Украина не имеет опыта реализации подобных проектов.

Очередного потенциального концессионера это не пугает. В компании «Альтком» сообщили, что работы по строительству магистрали начнутся уже весной следующего года.

На сегодня Львов  — Краковец — единственный готовый к строительству концессионный проект. Главное, что удалось сделать, — землеотводы. В компании готовы к дальнейшим финансовым вливаниям — около 1 млрд. грн. при 60%-м участии инвестора. Правда, о конкретных организационных шагах, объемах и условиях финансирования в компании не говорят. Считают, что это преждевременно.

Как объяснить интерес к столь рискованному проекту со стороны украинской компании, желающей «зарыть» в асфальт на 20 лет $200 млн.? Следует сразу заметить, что вложения «Альткома» только на первый взгляд выглядят бесперспективно. Если учесть, что компания является производителем стройматериалов и сама выполняет строительные работы, плата за эти работы может идти самому же «Альткому».

Возможно, для донецкой компании сигналом стало повышенное внимание государства к автодорожному строительству. Принятая в августе правительственная программа развития автодорог до 2010 года предусматривает только бюджетное финансирование в размере от 5,7 млрд. грн. в 2006 году и 7,8 млрд. грн в 2010-м. Для сравнения: в этом году на автодорожное хозяйство выделено 3,2 млрд. грн.

Не исключено, что компания стремится получить контроль над «Трансмагистралью», чтобы самостоятельно вести переговоры с теми же испанцами (немцами, французами и т.д.). У галичан не получилось, может, получится у донецких. Смущает только некая поспешность действий и несогласованность фактов, излагаемых участниками процесса.