Страсти по Елисейскому дворцу

Страсти по Елисейскому дворцу21 апреля и 5 мая Франция будет избирать нового главу государства. Такого накала страстей французы не видели уже давно.

Французская газета Le Monde напечатала весьма любопытную карикатуру. Два политика разговаривают друг с другом: “Мой проект не социалистический”, – говорит социалист и премьер-министр Лионель Жоспен. “Я не президент”, – отвечает президент Франции Жак Ширак. Такой парадокс отнюдь не случаен. Оба государственных лидера во второй раз сталкиваются в президентском марафоне (в 1995 году за Жака Ширака проголосовало на миллион избирателей больше, чем за Лионеля Жоспена), у обоих шансы на победу практически одинаковы, а предвыборные программы, несмотря на принадлежность к разным политическим силам, удивительно похожи. Французы в недоумении, а сами кандидаты вместо того, чтобы доказывать превосходство своего проекта над проектом соперника, вынуждены выискивать в них отличия.

На протяжении пяти лет президент-голлист и премьер-социалист, казалось, мирно сосуществовали. На деле же, как теперь признаются некоторые французские государственные деятели, шла “скрытая борьба”, победу в которой нередко одерживал премьер. Он-то, считают обозреватели, и управлял страной в последние годы, а функции Ширака были формальными – как у английской королевы. Подпольная конфронтация обернулась для Франции тем, в чем в преддверии первого тура голосования не переставали обвинять друг друга Ширак и Жоспен: преступность возросла, налоги увеличились, а уровень безработицы в стране продолжает оставаться достаточно высоким.

16 претендентов — рекорд для страны Опубликованный в апреле список кандидатов на роль хозяина Позолоченного зала Елисейского дворца – рабочего кабинета президента Франции – удивил многих. 16 претендентов – цифра поистине астрономическая для страны, избирательная система которой считается одной из самых жестких в мире.

Чтобы получить право на участие в выборах главы государства, соискателям необходимо было представить до полуночи 2 апреля не менее 500 подписей политических деятелей в свою поддержку. Сомнений в том, что это без труда удастся сделать Жаку Шираку и Лионелю Жоспену, ни у кого не возникало. А вот то, что остальные 14 кандидатов сумеют преодолеть этот барьер и смешать предвыборные карты – этого не ожидал никто. Предыдущий рекорд претендентов на высший государственный пост во Франции был установлен в 1974 году. Тогда в избирательных бюллетенях значилось 12 человек.

Список кандидатов впечатляет своей палитрой – от крайне левых троцкистов до правых радикалов. Однако составить конкуренцию основным соперникам президентской гонки Жаку Шираку и Лионелю Жоспену могут очень немногие. Согласно данным социологических опросов, наиболее реальные шансы есть у Арлет Лагийе и Жана-Пьера Шевенемана. Вместе они могут “оттянуть” около 20% голосов избирателей. Этих кандидатов называют независимыми, поскольку они, в отличие от остальных претендентов, не поддерживают ни Ширака, ни Жоспена, а значит, в случае проигрыша не сформируют коалицию с лидерами гонки. Их электорат – те, кто не приемлет политику нынешнего французского руководства.

В сложившейся ситуации можно с уверенностью предполагать, что одним туром выборы президента во Франции не ограничатся, и гражданам придется прийти на избирательные участки 5 мая. Опросы показывают, что основные претенденты – Ширак и Жоспен – могут рассчитывать на получение в первом туре каждый чуть более 20% голосов. Интрига в том, на чьей стороне окажется хоть маленький, но все-таки перевес. Именно этот кандидат во втором туре будет иметь если не стратегическое, то психологическое преимущество. Кто станет таким кандидатом – не берется предугадать никто, слишком уж ровно по отношению один к другому идут основные соперники в списках предварительных опросов избирателей.

Война компроматов

Предвыборные баталии неминуемо сопровождаются взаимными обвинениями и волной компроматов. Президентская кампания во Франции – более чем яркое тому подтверждение.
В последние месяцы страсти вокруг главных претендентов на высший государственный пост накалились до предела. Жак Ширак и его партия оказались в центре громкого скандала, связанного с финансовыми манипуляциями, а Лионелю Жоспену пришлось столкнуться с целой серией забастовок.

Но чем ближе становились выборы, тем больше кампания начинала походить на обычные базарные распри. От общих обвинений кандидаты перешли к личностным. Их инициатором стал премьер-министр. Во время одной из деловых поездок Лионель Жоспен пригласил на доверительную беседу журналистов и поведал им, что его соперник Жак Ширак в последнее время сильно “постарел, устал, утратил былую силу и энергию, стал пассивным”, так что самое время ему уходить на пенсию — своеобразная технология психологии манипуляции. Несмотря на то, что разговор носил частный характер, пишущая братия тут же растиражировала пикантную информацию.

Разразившийся скандал оживил предвыборный процесс, который до того казался вялым и лишенным интриги. Избиратели премьера не поняли: 64-летний Жоспен называет 69-летнего Ширака стариком. Средства массовой информации, указывая на седину главы правительства, писали, что он едва ли может сойти за юного кандидата. Лионель Жоспен почувствовал, что допустил ошибку, и поспешил публично принести извинения за сказанное. Но было поздно: следствием необдуманности поступка стала потеря части электората, особенно среди людей старшего поколения.

На этом “уколы” в адрес действующего президента не закончились. В день официального объявления списка кандидатов, которые примут участие в первом туре выборов главы государства, Ширака обвинили в том, что в бытность мэром Парижа c 1987 по 1995 год, он слишком много ел. Из доклада генеральной инспекции парижского муниципалитета, который был подготовлен по просьбе нынешнего градоначальника-социалиста Бертрана Делану, ясно следовало: на удовлетворение гастрономических потребностей Ширак и его семья израсходовали ни много ни мало больше двух миллионов долларов.

В качестве доказательства была представлена копия счета на покупку гусиной печенки и трюфелей на сумму в 15 тысяч франков. Сторонники Ширака заявили, что кто-то приписал к сумме единицу, и назвали происходящее “грубой фальсификацией и предвыборной манипуляцией”. В любом случае, доказать обвинения не представляется возможным, поскольку покупки осуществлялись за наличные деньги.

Французы — скептики

Война компроматов, которыми обменивались политики, развлекла и немного пробудила от дремоты французских избирателей, но не уменьшила их скептического отношения к предстоящим выборам. Такого равнодушия и спада интереса к политической борьбе социологам наблюдать еще не приходилось. По их данным, на избирательные участки 21 апреля собираются прийти всего 40$45% электората. Такая цифра не на шутку напугала претендентов на президентское кресло и их сторонников.

Кандидаты стали активнее ходить в народ. Так, впервые за 80 лет президент Франции удостоил своим присутствием Большую соборную мечеть в Париже. Жак Ширак выступил с речью перед французскими мусульманами, в которой осудил любое проявление антисемитизма. Количество приверженцев ислама, которые являются гражданами Франции и имеют право голоса, достигает пяти миллионов человек. Мусульманская аудитория весьма благожелательно отнеслась к президенту. По мнению наблюдателей, это был сильный и тонкий ход в предвыборной кампании Жака Ширака.

Пока соперник нынешнего главы государства Лионель Жоспен ездил по французским регионам с призывом голосовать за него, изобретательный Ширак с успехом воспользовался еще одним новомодным методом агитации – интернет-чатом. Он ответил на самые острые вопросы участников онлайнового рандеву. В основном они касались тем преступности, налогов и легализации легких наркотиков. Эксперты полагают, что такое общение, без сомнения, прибавило уважения Шираку, а соответственно, и избирательных голосов молодого электората.

И все-таки растерянность во французском обществе в связи с предстоящими выборами достаточно велика. Выбирая президента, гражданам приходится задумываться еще об одном важном событии, которое произойдет в июне нынешнего года, – выборах в Национальную ассамблею, парламент Французской республики.

Опыт пятилетнего неудачного “сосуществования” Ширака и Жоспена внес коррективы в мнение избирателей относительно правления первого. Многие теперь считают, что победа кандидата в президентских выборах, не подкрепленная победой его партии в парламентской борьбе, бесполезна и ничего не стоит. Поэтому, голосуя за кандидата в президенты 21 апреля и 5 мая, избиратели фактически голосуют и за партию, лидером которой он является.

Положат ли конец предстоящие выборы пресловутому французскому “коабитасьон” или избранному президенту вновь придется сосуществовать с премьером-оппозиционером? Ответа на этот вопрос следует ожидать уже в ближайшее время.