Никто так не увлекает толпу, как одержимый…

Наталия ВитренкоРежиссер А. не любит режиссера Б. Узнав, что Б. собирается снять некую картину, А. заявляет, что режиссер Б. собирается не кино снимать, а украсть бюджетные деньги: «Ему не помогут лучшие адвокаты по уголовным делам, я сдохну, но докажу, что он вор!». Это можно было недавно прочитать в одной из украинских газет. На выходку А. никто не обратил внимания. «Городской сумасшедший» — что с него взять?

В каждой стране есть десяток-другой людей, чьи мнения о чем бы то ни было, всегда интересуют публику. Режиссер А. — один из них. С этой точки зрения к газетам, печатающим его речи, не может быть претензий. Но есть другой вопрос. Речи несчастного А. — уже давно речи больного человека. Он не ведает, что творит. Но газета-то должна ведать! Вправе ли она выставлять напоказ уродство? Человеколюбиво ли это?

Есть и третий вопрос. Этот вопрос представляет уже настоящий общественный интерес. В Украине здравствует народный депутат, чью историю болезни из его уст знает вся страна. Профессора-психиатры разбирают ее со своими студентами. Пожалуй, только в этой аудитории и не смеются, когда читают, например, об исправлении его хребта. Однажды глупой ночью к нему в гостиничный номер явился Господь и собственными непорочными руками принялся вправлять ему спинные позвонки. Оба они, Господь и его VIP-пациент, слышали жуткий хруст. А боли, представьте себе, не было.

С тех пор этот народный депутат уже не как-нибудь, а во славу Господа борется за счастье Украины. Именно поэтому он чаще всех берет слово в парламенте и особенно настойчиво выводит на чистую воду ее недругов, то есть тех, от кого, как объясняют злые языки, не получает благодарности.

В России уже много лет в Госдуму избирают Сына Юриста. Всем известна его алчность. Некоторые говорят: «Какой же он псих, если зарабатывает миллионы? Нет, он просто скоморох и рвач». Психиатры отвечают: «А кто вам сказал, что психи не любят денег и не актерствуют?» Бывает болезненная алчность, известен недуг под названием «клептомания» — человек крадет все подряд.

Конотопская Ведьма, говорят, не только любит деньги, но чистосердечно ненавидит «американский империализм». Значит, мол, нормальная. «А кто вам сказал, — отвечают психиатры, — что сумасшедшие не верят в идеалы, в «измы»? Они-то как раз больше всех и верят во всякие «измы», системы и реформы. Из них-то и получаются самые неутомимые правдоискатели. Каждый день приходится ставить диагнозы: бред реформаторства, бред сутяжничества».

Все, чем может помочь наука избирателю в свободном обществе, — это дать ему кое-какие медицинские и социологические сведения и тем самым побудить его к более сознательному выбору. Вы вольны голосовать за кого хотите — хоть за Сына Юриста, хоть за Конотопскую Ведьму, хоть за Серобуромалиновую Принцессу. Но при этом вам все-таки не помешает помнить, что никто так не увлекает толпу, как одержимый. И уж вовсе замечательно, если вы будете знать, чем именно он (она) берет. А берет он (она) всегда и везде тем, что обещает навести порядок, восстановить справедливость и наказать врагов, причем сразу после того, как получит власть. И, конечно, — полная искренность. Подделка не действует. Он (она) не верит ни одному своему слову до появления на сцене. Не верит и после. Но во время пребывания на сцене — верит. Поэтому верят и ему (ей). «Кто, как не я, сын погибшего фронтовика, может вас понять?» — сказал однажды Лукашенко своим поклонникам-ветеранам в Екатеринбурге. И ни у него самого, ни у них не возникло вопроса, каким образом этот фронтовик воскрес в 1954 году, чтобы зачать будущего белорусского Батьку.