Политолог «СоцИнтел» Руслан Павленко дает оценку перспективам Партии Регионов

Конец 2011 принес два знаковых события для «регионалов». Первое – Юлию Тимошенко «вынесли» из политической жизни. Второе – внутри «регионалов» начались битвы шакалов в интересах сыновей Януковича. В кратковременной перспективе это дало отличный результат, но к чему это приведет на длинной дистанции?

Окончательное решение юлиного вопроса должно было расчистить для регионалов все политического поле, и снять все ограничения. Об этой ситуации говорит и нерациональное с электоральной точки зрения слияние регионалов с Народной партией Литвина и Сильной Украиной Тигипка.

История вопроса показывает, что феномен активной и длинной политической жизни Тимошенко был непонятен многим коллегам. Главный вопрос – как можно так без срывов и передышек «колбасить» тему на протяжении нескольких лет. Откуда у Юли Тимошенко столько сил? Не останавливаясь на перезагрузки и не теряя поддержки избирателей. Казалось, что ее восхождение ничто не может прервать. Яркая стезя политиков обычно два-три года, но она сумела удержаться намного дольше не тускнея. Все это формулировалось в сакраментальное – кто или что ее может остановить? Казалось, она брала раз за разом невозможные до этого вершины.

Но вопрос Тимошенко никогда не стоял один. В украинской политике – два альтер эго, два главных непонятных и неразрешимых вопроса. Второй – почему не распадается Партия Регионов, почему мы ничего не слышим о разрушительных конфликтах в этой группировке. Ни одна другая партия в украинской политике не была настолько долгоиграющей и нерушимой.

Первый вопрос с Тимошенко – решился. На последних президентских выборах в пользу «регионалов» сработала грубая сила – их «конек». Последний барьер Тимошенко оказался не взят. Какие бы ни были причины происходящего с ней в тюрьме – психологические, фармакологические – она теперь флаг, а не самостоятельный игрок. Это конец нынешней политической деятельности Тимошенко. Но изменились «регионалы» и их ситуация.

Факт долгоиграющих Тимошенко и «регионалов» связан с социологическим феноменом, «подковой Финкеля» (Финкель первый социолог, которые попытался построить для этого феномена математическую модель). В Украине всегда есть противостояние и взаимное подпитывание двух противоположных сил. Это «коромысло» формирует устойчивую систему – чем более сильная одна сторона, тем более улучшается позиция и другой оппонирующей стороны. Поэтому живые похороны Тимошенко, которые сейчас устроили «регионалы», это прямой путь к конфликтам, которые раскрошат их. Эти конфликты не будут выражаться в фактах прямого действия – они будут проявляться в сотне независимых мелочей, скоординированных новой энергетической ситуацией.

Главное проявление этих мелочей – это возрастание роли и значения сыновей Януковича. Какими бы ни были перед этим конфликты внутри регионалов, они разрешались по неким неписанным понятиям, на договорной основе. Было понимание «своих», и лидера как окончательной справедливой инстанции. Это был феномен законов «партии власти», сформулированный еще Владимиром Полохало в концепции пост-коммунизма. Группировка никогда не оформлена в конкретных писаных нормах, у нее нет системы вступления или вычеркивания членов, но при этом существуют всеми ощущаемые правила жизни, контроля и распорядка. У нее нет единого контролирующего и координирующего центра, но уничтожить и бороться с ней очень сложно. Именно по такой схеме действовала и «партия регионов». Янукович был лишь необходимой функцией в этой машине. Кучма в свое время был идеальным воплощением такой функции в партии власти. Его модель управления была в балансировании и жонглировании разными группами влияния вокруг себя. Янукович решил поломать эту схему, поставив приоритет своих сыновей. И вот тут может наступить та же ситуация, с которой начался закат Ющенко. «Сын Бога» – вот что, изменило вектор настроений и ожиданий вокруг Ющенко. Можно было понять его ошибочные политические и управленческие шаги, но разрыв между словами и поступками, между политиком и человеком в ситуации его сына был знаковым. Та же ситуация с сыновьями Януковича. Впервые жертвами стали уважаемые и значимые столпы регионалов, у которых забрали управление над теми или иными ресурсами с целью формирования экономической империи Януковичей. Начались игры шакалов, которые не произведут внешних заявлений, но изменят ситуацию внутри.

Одновременно под угрозой оказались четыре правила, которые сбивали регионалов в одну группировку. В любой группировке есть «клей» и «антиклей», то, что соединяет и разобщает. Клеем регионалов долгое время были факторы «дворовой команды», «антиющенка», «лидера Януковича» и «новизны».

Фактор «дворовой команды». Вопрос в том, почему проиграть внутри регионалов более выгодно, или более безопасно, чем выйти из этой группировки. Обычно проигравшие используют право «последнего удара» – публично рассказать как все происходит на самом деле. Но в случае регионалов этого не срабатывает. Причины – накопленный взаимный компромат, возможность возвращения, вера в то, что можно поговорить с вождем (Януковичем) и он все вернет назад. Кроме того фактор группового осуждения «ябедников». Обращаться к общественности – это обращаться к законности, а это отрицание самих основ системы решения вопросов «человек-человеку». В таком случае это конфликт не просто с другой группировкой внутри, а с правилами всего сообщества.

Фактор «антиющенка» – регионалов объединила внешняя непонятная и необъяснимая угроза. Сначала это был способ объединения против Киева, днепропетровских, центральной власти. Это было объединение регионального патриотизма, прежде всего экономического. Сформировался регион, где они сами решали свои внутренние вопросы. Отдельным проигравшим это было более приемлемо, чем обращаться за помощью к центральной власти. Киев не хотел или не мог ничего решить, – все это оборачивалось еще большими проблемами. Потом, после помаранчевого майдана это был способ отстоять себя. Все отколовшиеся сжирались или своими или чужими.

«Лидер Янукович» – вся все голоса оппозиции против помаранчевых фокусировались вокруг одного человека-символа. Поддержка электоратом Партии регионов невозможна без него, тогда как помаранчевые партии имели более длинную традицию. Возле Ющенка была патриотическая национал-демократическая идея, высказанная и сформулированная до него и после него. Янукович сам по себе носитель и воплощение этой идеи. Без его существования эту идею никто не сформулирует. Такая возможность была у Кушнарева, для того чтобы сформулироваться как альтернативе внутри сообщества, ему было необходимо вербализировать эту идею. И он пытался это сделать.

«Новизна» – это фактор открытия новых земель, «Америки». Вместо того чтобы сразу после прихода к власти перессориться, регионалы начали с чистого листа. Были идеи настоящих реформ, пусть публично и неозвученные, но это были замечательные продуманные программы. Было предожидание – вот теперь мы у власти и сделаем все как надо. Но энергия нового спадает, а ошибки накапливаются.

Итого: партию регионов похоронят внешние факторы тогда, когда ее внутренняя эволюция дойдет до полного завершения. Это – окончательное стирание помаранчевых, далее попытка сформулировать свою идею, кто мы такие на самом деле без Януковича, и полное понимание общества и избирателей, что ничего нового регионалы предложить не в состоянии. Общество готово идти дальше, оставить конфликт восток-запад позади, а политики живут прошлой политической полемикой. Это несоответствие породит новых сильных игроков. Они не будут конфликтовать с регионалами, а просто их перерастут и пойдут дальше, как случилось между партией регионов и в прошлом сильными коммунистами.

Мой прогноз – полтора года. К этому строку партия регионов не распадется как помаранчевые – это не их традиция, но останется как осколок оскала прошлого. Она будет подобно коммунистам брать свой стабильный небольшой результат. А все нынешние прилипалы как всегда помчатся дальше искать большую рыбу.

Павленко Руслан, редактор «Виборы.Орг» , политолог «СоцИнтел»